Интервью с фотографом Алексеем Михайловым

Фотограф, Кандидат наук, член Союза фотохудожников России,, руководитель ежегодного Российского фотоконкурса «Стихии науки».

Алексей родился в Пскове - одном из древнейших городов России. Он по примеру дедушки, выдающегося агронома, пошел в науку. Алексей много лет посвятил изучению лесных экосистем. Он стал кандидатом биологических наук и долгое время работал в Пущинском научном центре РАН, где построил успешную карьеру. Его статьи до сих пор регулярно цитируют коллеги.

Однако все-таки в какой-то момент творчество взяло верх. И дедушка опять-таки сыграл в этом не последнюю роль. На протяжении многих лет он коллекционировал журналы «Наука и жизнь». Однажды в далеком детстве юному Алексею на глаза попался номер со статьей о том, как строить композицию кадра. Эти знания ошарашили будущего фотографа. Оказывается, чтобы хорошо снимать не обязательно иметь талант. Этому можно научиться при помощи простых знаний и правил. И тогда юноша стал экспериментировать с камерой: в начале с камерой подаренной отцом, Сменой 8м, а двенадцать лет назад у него появился первый цифровой зеркальный фотоаппарат, с которого и началось настоящее увлечение ремеслом.

А еще в дедушкином журнале «Наука и жизнь» Алексей когда-то увидел картину Сальвадора Дали. Это был легендарный «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения». Сюрреалистическая работа знаменитого каталонца стала для юноши настоящим откровением. Именно тогда он впервые по-настоящему открыл для себя искусство. Забавно, что журнал о науке стал для Алексея своеобразным окном в мир прекрасного. Познав науку, фотограф обратился к миру, который связан больше с чувствами, чем с логикой. После науки последовала жизнь – новая, волнующая и чувственная.

«Как познают мир ученые я понимал: наука оперирует фактами и формулами. Мне же захотелось понять мир искусства. Художественный способ познание мира работает с образами и теми переживаниями, которые создают эти образы. Можно сказать, что так я пришел к фотографии, как к самому простому для меня способу приобщиться к искусству», - говорит Алексей.

Фотография для него – это вовсе не про то, чтобы запечатлеть момент. Это возможность построить свой образ, попытаться реализовать свою идею и рассказать свою историю через кадр.

«Мне всегда нравилось фотографировать. Раньше я снимал для себя. Когда работал в Институте часто ездил на конференции. Однажды меня даже отправили в командировку в Японию. В таких поездках камера всегда была при мне. Я делал много фотозарисовок, – говорит Алексей. – Мне всегда хотелось понять, как сделать снимок лучше. Ведь иногда смотришь на фотографию и думаешь «Вау!». А другие кадры не дают такого эффекта. В чем же секрет? Я постоянно задаю себе этот вопрос. Как сделать так, чтобы твоя работа цепляла и ее было интересно рассматривать?»

Этот вопрос Алексею постоянно задают студенты в университете ИГУМО и учебном центре Специалист при МГТУ им. Н.Э. Баумана, где он преподает основы фотографии. Педагог говорит, что секрет шедевра кроется в трех вещах. Во-первых, это идея, которую несет снимок. Во-вторых, композиция: как из мира, который безграничен во времени и пространстве, вычленить часть пространства и ограничить его рамками кадра. В-третьих – свет. Ведь фотография – это светопись. Нет света –нет фото.

«Так я говорю студентам. А на самом деле, конечно, все гораздо глубже. Это верхушка айсберга. Хороший снимок зависит от множества нюансов. Секрет в том, чтобы постоянно исследовать, искать свое вдохновение и делать то, что цепляет именно тебя».

Наталья Майборода

    Powered by SmugMug Owner Log In